Эпоха безудержного художественного творчества или концептуальный автопарк России на рубеже веков. Часть 10. ВАЗ

Предыдущие статьи на тему судьбы отечественных автозаводов
Часть 1АЗЛК
Часть 2 ГАЗ
Часть 3. ИЖ-Авто
Часть 4. УАЗ
Часть 5. РАФ
Часть 6. ЛуАЗ
Часть 7. ЕрАЗ
Часть 8. СеАЗ
Часть 9. ЗиЛ

В последнее десятилетие 20 века Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР вошел более чем удачно, по сравнению с другими отечественными автопредприятиями. Немудрено, ведь это был флагман отечественной автопромышленности, и средств из госбюджета выделялось куда больше, ибо только здесь в год производилось более 700 тысяч легковых автомобилей разных моделей и модификаций. Что же предлагает массовому потребителю в 1990е этот завод?
Самые масштабные перемены затронули семейство "Самара". В 1990 году до конвейера наконец-то добирается долгожданный седан ВАЗ-21099, чьи продажи бьют все рекорды в первые годы начала выпуска. От моделей 2108 и 2109 он отличается так называемыми "длинным" крыльями и капотом без пластиковой облицовки, а также новой решеткой радиатора. Аналогичное обновление произошло с "восьмеркой" и "девяткой". Кроме того, с 1997 года стали устанавливать так называемую "высокую" панель приборов. Она обладала более современным дизайном, но с ней в машине прибавилось шума и стало холоднее при включении отопителя зимой. В том же 1997 году на Опытно-промышленном производстве ВАЗ начинается сборка рестайлингового седана на базе ВАЗ 21099 — он получает индекс 2115, и первое время комплектуется салоном и карбюраторным двигателем от предыдущей модели, однако с переводом на конвейер в Тольятти в 2000 году обзавелся инжекторным двигателем ВАЗ 2111 и салоном с "европанелью". Из видимых отличий — новый "передок" с более современного вида блок-фарами, и новая задняя часть, где багажник доходит до заднего бампера. Через 4 года появляется и ВАЗ-2114, а еще год спустя и трехдверный ВАЗ-2113.
Пытаясь привлечь зарубежных клиентов к устаревшей ВАЗ 2109, в 1998 году на финском предприятии Valmet разворачивается полноценная сборка автомобилей ВАЗ 2109 под именем собственным Lada Baltic, отличавшихся улучшенной окраской и доработанным салоном — иные ручки дверей, "дутая" накладка на панели приборов и новые сиденья скрасили угловатый интерьер 1980-х. Кузова "Балтик" сваривались и окрашивались так же в Финляндии, и имели некоторые отличия — например, швы в местах сварки крыши и стоек кузова были заделаны и ничем себя не выдавали.

Финская Самара

"Классическое" семейство выпускается в больших количествах и позиций своих не сдает. Более того, теперь часть автомобилей получила новый двигатель ВАЗ 2104 с системой распределенного впрыска топлива, являющийся модернизированным старым знакомым двигателем 2103, (старый двигатель с одноточечным впрыском ВАЗ-21073 объемом 1,7 литра ушел в историю). Свежее дыхание придали "классике" и 2000 дизельных двигателей ВАЗ-345 производства барнаульского завода "Барнаултрансмаш".

Под капотом дизельной четверки ВАЗ 21045

Дизельные универсалы получили индекс ВАЗ-21045. "Шестерка" ВАЗ 2106 к концу 1990-х распрощалась с катафорезным грунтованием и другими процедурами, которые она проходила совместно с новинкой ВАЗ-2110. Ее выпуск передали в город Сызрань, а позднее и в Ижевск.
Предпринимаются попытки осовременивания "классики" — с использованием агрегатов серийной ВАЗ 2107, а также перспективной Калины и 2110 в 2002 году создан проект ВАЗ 2151 "Неоклассика", одна из-за слишком большого количества новых деталей и дороговизны внедрения в производство этот проект так и остался в единственном экземпляре.

Неоклассика ВАЗ 2151

К 1995 году до конвейера добирается ВАЗ-2110, чей внешний вид сформировался уже в 1990, на проекте "серии 300" (так, согласно документации "Порше" именуются экспериментальные модели в рамках проекта "Гамма-2) — немцы на этот раз занимались лишь доводкой аэродинамических показателей.

Прототип ВАЗ 2110 1990 года

"Десятка" открыла новую веху в истории завода — впервые автомобиль Волжского завода получил электростеклоподъемники, предусмотрена установка гидроусилителя руля, кондиционера, 16-клапанного двигателя с системой впрыска. В 1992 году предсерийный образец демонстрируется на Франкфуртском автосалоне.

Фото предсерийного ВАЗ 2110 с новым 16-клапанным мотором 1.5 литра с обложки журнала За рулем, на автосалоне в Франкфурте

Через 2 года начат выпуск универсала 2111, а к 1998 году и пятидверного хетчбека ВАЗ 2112. Также существовало множество модификаций ВАЗ 2110, производившихся на заводе, например удлиненный ВАЗ 21109 "Консул" и ВАЗ 21108 "Премьер", а также ВАЗ 21106 в кузове седан и купе, оснащенный 2-литровым двигателем Опель С20ХЕ.

Супердесятка — ВАЗ 21106 с мотором 2 литра и множеством других нетривиальных решений

Более демократичный ВАЗ 21108 Премьер с удлиненной на 170 мм задней дверью

Производилась "десятка" до 2007 года, универсал 2111-до 2009, и хетчбек 2112 до 2008, затем на смену пришло новое семейство Лада Приора.
Семейство "Нива" подвергается серьезному обновлению — в 1994 году ВАЗ 2121 получает новый двигатель объемом 1700 кубических сантиметров и иное оформление задней части с удлиненной до бампера задней дверью и вертикальными задними фонарями. С 1993 года в производство на ОПП ВАЗ запущена и удлиненная версия "Нивы" с индексом 2131 и 5 дверями вместо 3. Основой для нее послужили экспериментальные модели ВАЗ 2130 и 2129. Заводом специальных автомобилей ПСА "Бронто" предлагались такие варианты, как трехдверная "Фора" с удлиненной колесной базой, увеличенной высотой крыши и более широкими дверями, инкассаторские бронеавтомобили, а также снегоболотоходы "Марш-1" и пикапы 2329 производства ОПП ВАЗ.
Кроме того, в небольшом количестве выпускаются полноприводные ВАЗ 210834 и 210934 "Тарзан" на базе ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 соответственно, а позднее и ВАЗ 211290 на базе хетчбека ВАЗ 2112. Все автомобили имели оригинальную раму, к которой крепились агрегаты "Нивы"

ВАЗ 210834 Тарзан

Лада Тарзан-2

Лада 21218 Фора производства ПСА Бронто

Там же разворачивается выпуск минивена на полноприводной платформе под индексом ВАЗ-2120 и собственным именем "Надежда". В 2002 году претерпел рестайлинг, в ходе которого получил переднюю оптику от ВАЗ 2110 вместо 4 фар от ВАЗ 2106 и новые крупные задние фонари.

ВАЗ 2120, дорестайлинговый образец

Фургон на платформе Надежды

Выпускался как с карбюраторным, так и инжекторным двигателем. Однако, из-за посредственного качества и устаревшего дизайна эта модель не пользовалась спросом и в 2006 году была снята с производства. Часть "Нив" оснащалась дизельными двигателями того же барнаульского предприятия
Главной новинкой в "нивовской" семье стало появление в 1998 году модели 2123. Главным отличием был новый, более современный и просторный кузов, агрегаты же позаимствованы от предыдущей модели. Наследница "Нивы" виделась создателем не одной моделью, а целым семейством, включающим в себя пикап, трехдверный универсал и фургон. Однако, в связи с загруженностью основного конвейера, выпуск новой модели организовали на совместном предприятии GM-Автоваз, который приобрел лицензию на ее выпуск под собственным именем Chevrolet Niva, и в серию пошла лишь базовая пятидверка.

ВАЗ 2123 1998 год

ВАЗ 2323 — новая Нива должна была уже на стадии разработки иметь грузовую версию

Утилитарный фургон на шасси наследницы ВАЗ 2121

Следуя моде на "зеленые" технологии, начиная с середины 1990-х на АвтоВАЗе создают ряд концептов на электрической тяге. "Пионером" стал ВАЗ 1152 "Эльф", разработанный в 1996 году на агрегатах электрической версии "Оки" ВАЗ 1111Э.

ВАЗ 1152 Эльф

Затем, в 1998 году был построен концепт "Лада Рапан" с предельно низким коэффициентом лобового сопротивления, и так же в силовой установке трудился электромотор с никель-кальциевыми батареями. Он имел кузов с каркасной основой, облицованный пластиковыми панелями. Комбинация приборов разместилась внутри рулевого колеса вместе с подушкой безопасности. Для производства предполагалось привлечь РАО ЕЭС, но в итоге был построен лишь один образец, ныне экспонирующийся в музее ВАЗа.

Лада Рапан 1998 год

Через год был собран автомобиль "Лада Гольф" — дальнейшее развитие советских проектов ВАЗ-1801.

Лада Гольф — современное прочтение темы проекта 1801 Пони

Ареалом обитания разработчики видели спортивные площадки и стадионы. Сделано 3 образца, которые передали московскому гольф-клубу. Дальнейшие наработки АвтоВАЗ воплотил в концепте "Лада Рикша" в 2002 году.

Лада Рикша — апогей развития гольфкаров на ВАЗе

К 2000 году был готов ВАЗ "Петер Турбо", чье название видимо было дано под вдохновением от произведения В. Аксенова "Остров Крым". Автомобиль существовал в виде макета, и о серийном воплощении говорить не приходилось. Некоторые черты, например, зеркала не выступающие за плоскость кузова, напоминают таковые на Опель Вектра Б.

ВАЗ Петер-Турбо

Сегодня на предприятии выпускаются несколько собственных моделей и их модификаций, а также некоторые автомобили партнеров по альянсу "Рено-Ниссан", в чьих руках сегодня находится контрольный пакет акций.

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.