Восточная Лица — Туманный, часть 4. Планета Тундра, и как мы засадили «Шерп». Дважды.

На четвертый день путешествия по тундре окончательно понимаешь — ты на другой планете. Которая чем-то похожа на родную Землю, но точно не она.

Тут никогда не было дорог. Рельеф — нагромождение камней, скал, заполненных прозрачной водой метеоритных кратеров. Растительность местами ярко-красная.

Вокруг булыжников и скал нет твердой земли — под ногами мягко играет усыпанный красными ягодами мох. Тут нет людей, сотовой связи.

На существование абстрактной цивилизации в настоящем — а может и прошлом — напоминают лишь ржавые опоры монструозной ЛЭП, да брошенные бочки от топлива.

Беспроблемные "Шерпы" расслабили нас настолько, что мы забыли вечером заправить машины. В каждом колесе — 58 литровый бак дополнительный, с учетом скромного расхода (не более 2 литров в час на самом сложном рельефе) вездеход имеет высокую автономность.

Разумеется, дополнительные баки никак не связаны с топливной системой — откручиваешь пробку, вставляешь шланг, подключаешь насос, и перекачиваешь топливо в основной бак. Все красиво и просто, вот только взятые с собой топливные насосы оказались слабоваты — даже летом выходили из строя один за другим.

Возможно, дело в том, что летняя солярка становилась более густой во время ночевок, когда температура была на околонулевой отметке. Но факт есть факт — после перекачки пары литров топлива, сгорел последний насос. Значит дальше — по старинке, пробуя топливо на вкус, сливая его в канистры и из канистр заправляя машины. На заправку всех машин ушло больше часа, и это плохо — нам нужно доехать до точки ночевки до темноты.

Только отъехали от лагеря — и снова остановка, чтобы забить пяток жгутиков в разошедшуюся рану на колесе одной из машин. В это же время наблюдаю то, чего увидеть не ожидал — наш коллега из Австрии… засадил Шерп! Сделал он это довольно внезапно — просто сунувшись в колею вездеходки, которая для "Шерпа" с его 68-сантиметровым клиренсом оказалась слишком глубокой.

Слева на нижнем фото — стандартная вездеходка, справа — колея, по которой за последние две недели прошло сначала 2 шерпа туда обратно, потом еще 6 шерпов в одном направлении. Все машины — полностью загруженные.

При этом грунт оказался недостаточно жидким, чтобы машина всплыла, и недостаточно густым, чтобы широкие лопатки протектора могли за них уцепиться. После нескольких попыток штурма, машина угнездилась на днище; чтобы не раскатывать тундру до несуществующего основания, мы выдернули машину тросом.

Вы наверняка спросите, откуда берутся такие глубокие колеи, ведь гусеничные вездеходы имеют довольно низкое давление на грунт (хотя и отчаянно рвут его траками при любых маневрах). Дело чаще всего в рельефе — и когда под мхом оказывается мягкая и глубокая размытая чаша размером с машину, вездеходы застревают на раз. У таких мест мы неоднократно видели обрывки тросов и следы "борьбы за жизнь", поэтому обычно объезжали гиблые места стороной. И только наш австрийский приятель каждый раз шел по прямой. "Шерп" он в итоге засадил дважды, никто кроме него ни разу даже не подсел.

В одном из красивых водоемов решаю подснять колонну с коптера. Мой Mavic и без того последние несколько недель отчаянно дурил, выдавая ошибку компаса без малейших на то оснований; калибровка не помогала. Тут лететь нужно под линией ЛЭП, да еще в сильный ветер.

Коптер, улетая в неизвестность, позволил сделать лишь один кадр, нашу колонну на нем найти непросто но она там есть.

Под проводами коптер окончательно потерял сигнал, и попытался улететь по ветру в неизвестном направлении. С большим трудом мне удалось посадить машинку, но, конечно, ничего заснять не получилось.

Наверное, стоило воспринять это как предупреждение, но я ему не внял. Через пару часов я решил сделать еще несколько хороших кадров.

После этого кадра пришлось полчаса искать коптер в тундре, и еще менять пропеллеры. Это считается — крупно повезло.

В итоге все та же ошибка — потеря компаса, потеря связи, коптер унесло куда-то далеко, батарейка села, в режиме экстренной посадки он плюхнулся куда-то вне зоны видимости. Через 20 минут мне чудом удалось найти коптер в той точке, откуда он последний раз прислал свои координаты. Из повреждений — только две лопасти, но летать в этот день мне больше не хотелось…

Потом — новое приключение. На крутом подъеме один из коллег делает ошибку; судорожная работа рычагами усугубляет ситуацию, и в результате вездеход глохнет. Стартовать в этой ситуации довольно рискованно — резкий рывок на колесах может вызвать опрокидывание "Шерпа" на крышу через заднюю дверь. Да он и стоя-то на месте качается… Водитель держит рычаги, а мы подгружаем передний борт, чтобы машине не кувыркнулась.

За это время делаем из нескольких строп длинный трос, и страхуем вездеход. Подтягиваем его вверх по склону, давая возможность продолжить движение…

С высоты холма, на который мы забрались, открывается вид, от которого мы уже успели отвыкнуть — противоположный склон за рекой покрыт пушистым низкорослым лесом.

После крутого спуска,

упираемся в берег реки.

Невероятно, но по такому рельефу Шерп может ехать без проблем.

Это река Харловка — та самая, знаменитая своей рыбалкой.

Мы пересекаем ее в районе живописного водопада и движемся дальше.

Невысокие деревца вскоре остаются позади; впереди вновь безжизненная тундра. Хотя, не такая уж безжизненная — одновременно с тем, как диск солнца уполз куда-то за горизонт, окрасив его яркими всполохами огня, мы встречаем небольшую группу оленей.

Ночью снова показывали северное сияние, но я его не дождался — уснул в раскачиваемой ветром палатке.

Мне снилось, что я еду на вездеходе по планете Тундре, и нет ей конца.

Продолжение следует.

Буду рад вашим комментариям и репостам. Также — читайте предыдущие посты про путешествие от губы Восточной Лицы — Туманный на вездеходах:

— Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Часть 2. Восточно-Лицкий маяк, что внутри у бакена, и как все увидели кита, а я нет.
— Часть 3. Посвящение в вездеходчики, и почему на “Шерпе” иногда лучше плыть, чем ехать.
— Часть 4. Планета Тундра, и как мы засадили "Шерп". Дважды.

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.